english version | добавить в избранное | сделать стартовой
byChess.info Шахматы в Беларуси
На главную | Календарь | Cтатьи | Форум | Магазин | Объявления | Ссылки | Тренеры |
Прислать новость
Заочники
Уроки шахмат
Композиция
Каiса on-line
ФИДЕ
Заочников
Национальный
Блиц-рейтинг
Беларусь шахматная
О Беларуси
 

RATING ALL.BY


Шахматы! - говорил Остап - Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что шахматный клуб четырех коней при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?

[an error occurred while processing this directive]


Nisipeanu,L - Van Wely,L 1-0


ШАХМАТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ


Новости  Полезные ссылки  Решение задач:Правила  Композиция:Термины и Определения  Журнал Альбино

Композиция

Для начала небольшой словарь для перевода названий шахматных фигур и распространенных шахматных терминов. Английские названия и термины будут иногда использоваться на данной страничке. Немецкий используется в "Альбомах FIDE".

Русский   Английский   Немецкий  
Русский Фигуры English Pieces German Steins
Шахматы   chess   Schach  
Король  Кр King  K König  K
Ферзь  Ф Queen  Q Dame  D
Ладья  Л Rook  R Turm  T
Слон  С Bishop  B Läufer  L
Конь  К Knight  S Springer  S
Пешка  п. Pawn  P Bauer  b
Белые   white   Weiss  
Черные   black   Schwarz  
Условие   stipulation   Forderung  
2 решения 2 solutions 2 Lösungen
Иллюзорная игра   setplay   Satzspiel  
Ход move Zug
Первый ход   key-move   Schlüssel  
Ложный след   try   Verführung  
Угроза threat Drohung
Цугцванг zugzwang Zugzwang
Шах check Schach
Мат mate Matt
Пат stalemate Patt
Ничья draw Remis
Задача problem Aufgabe
Оригинал original Urdruck
Сказочные шахматы   fairy chess   Märchenschach  
Кооперативный мат   helpmate   Hilfsmatt  
Обратный мат   selfmate   Selbstmatt  
Шахматная доска   chess board   Schach Brett  
Поле square Feld
Фигура piece Stein
Взятие capture Schlag
Побочное решение   cook   Nebenlösung  
Нерешаемость   unsolvable   unlösbar  
Предшественник anticipation Vorgänger
Приз prize Preis
Почетный отзыв   honourable mention   ehrende Erwähnung  
Похвальный отзыв   commendation   Lob  

"Альбом FIDE" - главное собрание шахматных композиций за трёхлетний период, на основе которого присваиваются звания по шахматной композиции. За попадание одной задачи в Альбом FIDE  даётся 1 очко. За этюд - 1,67 очка. Существуют следующие нормы для получения спортивных званий по шахматной композиции:

мастер FIDE - 12 очков;
международный мастер - 25 очков;
гроссмейстер - 70 очков.

 


Теперь некоторые пояснения по существу условия задания шахматной задачи.

Задания на прямой мат.

Целью задач на прямой мат является игра, при которой белые стремятся поставить чёрному королю мат, а черные этому препятствуют. Что соответствует нормальной шахматной практической игре. Однако в заданиях на прямой мат существуют ограничения на количество ходов необходимых для выполнения задания, независимо от того, является ли позиция с точки зрения практической шахматной игры явно выигрышной. В задачах на прямой мат всегда начинают белые.

Простой пример:

Виктор Зайцев
Звязда, 1987
5-й почётный отзыв
 
#2     ( 9 + 8 )

  1.Bb2-d4 ! threat: 2.Sc5-e6 #, Re2*d2 #

      1...Be3*d4 2.Re2-e3 #
      1...Rd7*d4 2.Sc5-d7 #
      1...Re4*d4 2.Sc5-e4 #

      1...Kc4*d4 2.Sc5-b3 # 
      1...Be3*f2 2.Re2*e4 #

В данной задаче в первых трех вариантах представлен «эффект Умнова», когда чёрная фигура уходит с поля, а белая фигура приходит на покинутое поле.

Очевидно, что поставить мат чёрному королю здесь намного проще в три хода (к примеру: 1.Sc5-a4+! или 1.Sc5-d3+!), для этого существует масса возможностей, но условие этой задачи – мат в два хода, этим ограничиваются возможности белых, и поэтому все остальные более длинноходовые варианты не имеют никакого значения  и не рассматриваются.

Соответственно существуют условия задач на мат в 3 хода, мат в 4 хода и т.д.

 

Этюды.

Задания в этюдах полностью соответствуют практической шахматной игре, т.е. с некоторой начальной позиции нужно добиться выигрыша или ничьей за белых. В этюдах, как правило, начинают белые, но вполне допустимо, если будут начинать и чёрные.

Кооперативный мат (Helpmate).

Задание на кооперативный мат отличается от обыкновенного мата тем, что чёрные не препятствуют белым, а помогают белым поставить своему – черному королю – мат. По-английски кооперативный мат называется – helpmate. Сокращенно по-русски ещё называют – коопмат. Символьное написание: H#n или h#n, где
h означает кооперативный, знак # - мат, а n – во сколько ходов.
В задачах на кооперативный мат начинают, как правило, чёрные, но вполне допускается, если начинают и белые. Задание на коопмат может быть в форме с несколькими решениями в данной позиции. Такая форма называется формой Неймана  и является более предпочтительной.  Другая распространенная форма расширения содержания в задачах на коопмат  - это задание в форме близнецов. Близнецы – это одинаковые позиции, отличающиеся только одним изменением в позиции, которое приводит к изменению решения. Существуют и другие формы заданий в кооперативных матах, но они распространены намного меньше. Рассмотрим пример коопмата в форме Неймана, т.е. с несколькими решениями.

Виктор Зайцев, Александр Булавка
"Шахматная композиция"
 2004

H#2      ( 4 + 10 )
             2 решения

1.Лd:f2 Фf4   2.Сf5 Фc1 #.  
1.Лg:f2 Фf3   2.Сf4 Фh1 #.

В данной задаче представлены одни из самых распространенных тактических мотивов в кооперативных матах. Это связывание-развязывание, движение по линии связки, правильные эхо-маты.

Теперь пример с близнецами.

Виктор Зайцев
МК "Н.Овечкин-95", 2006
1 похвальный отзыв

H#2     ( 4 + 8 )
a)
Диаграмма
b) Лd1-->e1

a) 1.Лd4 Лa1   2.Л1d2 Кc3 #.
b) 1.
Сd4 Лf6   2.Кd3 Сg4 #.

 Здесь представлена игра белой ладьи из засады.

Обратный мат (Selfmate).

Обратным матом называется мат белому королю, когда белые заставляют черных, то есть черные сопротивляются,  поставить мат белому королю. Отсюда существует ещё русское название – самомат, т.е. мат самому себе. В обратных матах начинают белые.
Обозначение: S#n, s#n.

Несколько примеров:

Степан Цырулик
Шахматна мыслъ, 1983
5-й приз

S#2      ( 6 + 12 )

 1.Qh6-f4 ! threat: 2.Qf4-f2 + Rb2*f2 #

      1...Qb8*c7 2.Qf4-e5 + Qc7*e5 #
      1...Qb8*b7 2.Qf4-b4 + Qb7*b4 #
      1...Qb8*g8 2.Qf4-c4 + Qg8*c4 #
      1...Qb8-e8 2.Qf4-e3 + Qe8*e3 #

      1...Qb8-d8 2.Qf4-d4 + Qd8*d4 #

Дуэль белого и черного ферзей с различными матами.

Виктор Зайцев, Виктор Волчек
"Legnica - 2005"
2 pochwala

S#3       ( 9 + 14 )

1.Bf8-g7 ! threat: 2.Rg8-f8 + (A) Bg5-f6 3.Bg7*h6 + (B) Rd5-g5 #
1...Bg5-f6 2.Bg7*h6 + (B) Bf6-g5 3.Rg8-f8 + (A) Rd5-f5 #
1...Rd2-g2 2.Rd1*d4 + (C) Qc5*d4 3.Qa7*d4 + (D) Rd5*d4 #
1...Qc5-c8 2.Qa7*d4 + (D) Rd2*d4 3.Rd1*d4 + (C) Rd5*d4 #.

Здесь представлено двукратное чередование 2-3 ходов белых.

Рефлексный мат (Reflexmate).

Задачи на рефлексный мат являются разновидностью задач на обратный мат. Начинают белые и вынуждают противника дать мат белому королю в указанное число ходов при условии, что стороны обязаны (и белые, и черные!), если предоставляется такая возможность, автоматически, то есть рефлекторно, объявлять мат в один ход.
Обозначение: R#n, r#n.

N.Shankar Ram
The Problemist
1987
1-2
приз

r#2    ( 9 + 12 )

  1.Qg4*h5 ? threat: 2.Sc5-e4 Se6-f4 #
    but 1...0-0  ! (2.Dh5-h7 #).
  1.Qg4*g2 ? threat: 2.Sc5-e4 Se6-f4 #
    but 1...0-0-0  ! (2.Dg2-a8 #).
  1.Qg4-f4 ? threat: 2.Sc5-e4 Se6*f4 #
    but 1...Ra8-d8  ! (2.Re2*e6 #).

   1.Qg4-h3 ! threat: 2.Sc5-e4 Se6-f4 #
      1...0-0 2.Sc5-b3 Se6-f4 #
      1...0-0-0 2.Sc5-d7 Se6-f4 #
      1...Bb6*c5 2.Sf2-e4 Se6-f4 #  

Здесь в ложных следах черные опровергают попытки белых правилом рефлексного мата: то есть у белых появляется возможность поставить черному королю мат в один ход и белые обязаны его поставить. В решении же белые развязывают черного коня и появляется возможность этим конем ставить мат в 1 ход белому королю - и черные обязаны его поставить.

Сказочные шахматы.

В сказочных шахматах изменяются правила игры, по сравнению с обычными шахматами. Эти изменения можно подразделить на три категории:

1.Введение новых - сказочных - фигур.
2.Введение сказочных правил игры.
3.Введение сказочных условий на шахматную доску (или отдельные поля).

К примеру, задачи на обратный или кооперативный мат можно отнести ко второй категории - введение новых правил игры. Хотя из-за своей очень широкой распространенности такие задачи уже не считаются сказочными, а занимают своё отдельное место в шахматной композиции. Даже в "Альбомах FIDE" такие задачи избираются в свои соответствующие разделы.
Более подробно о сказочных шахматах можно почитать в журналах "Альбино", цикл статей "Сказочный ликбез" А.Булавки:

Albino-24-25-2003
Albino-26-27-2003
Albino-28-29-2003
Albino-33-34-2003
Albino-37-38-2004

 


Если есть вопросы - задавайте!

 


ведущий раздела – Виктор Зайцев

написать письмо

форум
на главную

 

Реклама

о проекте :: хостинг

Шахматная баннерная сеть
Вы знаете, Ласкер дошел до пошлых вещей, с ним стало невозможно играть. Он обкуривает своих противников сигарами. И нарочно курит дешевые, чтобы дым противней был.



Даже с ничтожными силами можно овладеть всей доской. Все зависит от каждого индивидуума в отдельности. Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться в шашк... то есть я хотел сказать - в шахматы...